Изменяя интонацию голоса, одну и ту же фразу можно произносить по-разному, придавая ей тем самым характер и настроение. Это умение очень важно в актерском мастерстве.

Здравствуйте, ребята и родители! Тема нашего дистанционного занятия «Законы интонации в речевом действии». Сегодня вы познакомитесь с таким выразительным средством речи как интонация. Мы будем с вами развивать воображение, расширять словарный запас, делать речь ярче и выразительнее.

Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, но в каждодневной суете, мы как-то не обращаем внимание на одно из самых удивительных чудес – на нашу речь, интонацию с которой мы говорим. 

Нет ничего такого в окружающей нас жизни, что нельзя было бы передать нашей речью: переливы музыки и плеск воды, шум деревьев и детский лепет. Интонация дает возможность нам поделиться своими переживаниями.

Можем ли мы узнать настроение человека, не видя его лица? Конечно! Это возможно при помощи интонации.

Что же такое интонация? Интонация – это манера произношения, отражающая настроение и чувства говорящего, его тон.

Какие вы знаете основные виды интонации? Повествовательная, вопросительная, восклицательная. 

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: «Мы решили пойти в кино».

Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: «Когда ты вернешься?» 

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: «Как чудесно она поёт!»

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает отношение говорящего к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций человека.

Запомните основные элементы интонации.

Ударение — выделение слов силой голоса. 

Пауза – краткий перерыв в звучании речи. 

Тембр – окраска звука, его яркость, теплота и индивидуальность.

Темп – скорость произнесения элементов речи.

О том, как придать одному и тому же слову различное настроение, пойдет речь в следующем видеосюжете.

Вы, как юные театралы, произносите много текста с разными интонациями, поэтому вам нужно постоянно оттачивать свое мастерство. Приступаем к интонационным упражнениям. 

Упражнение 1.

Ребята, произнесите скороговорку «Купила каракатица кружевное платьице» со следующими интонациями:

— вежливо;

— строго;

— просяще;

— повелительно;

— умоляюще;

— весело;

— грустно;

— равнодушно;

— ехидно;

— зло.

Упражнение 2.

Ребята, произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: 

Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: 

Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: 

Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: 

Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Помогите.

Восторженно: 

Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 3.

Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

• «Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

• «Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

• «Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

• «Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 4.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

• Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

• Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

• Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 5.

Поработайте над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном — новом слове.

Вы мне утром звонили? — (Я).

• Вы мне утром звонили? — (Вам).

• Вы мне утром звонили? — (Нет, вечером).

• Вы мне утром звонили? — (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением. Например, «Моя книга на столе». Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Друзья, выполнив все эти упражнения, вы прекрасно проработали свои интонации. Закончить наше занятие мне бы хотелось словами К.С. Станиславского «Мы должны следить за тем, чтобы всегда, постоянно говорить на сцене и в жизни правильно и красиво».

Всем спасибо за внимание!

До встречи на итоговом занятии!