В каждой фразе есть слово, которое по смыслу должно быть выделено в звучащей речи повышением, понижением или усилением звука голоса. Такое интонационное выделение слова называется логическим ударением.

Здравствуйте, ребята и родители! На дистанционном занятии на тему «Логическое чтение текста» мы поговорим о логическом ударении, без которого невозможно представить выразительную речь.

Попробуйте прочитать любую фразу без выделения голосом тех слов, в которых заложен основной смысл, то есть без интонации. Такая фраза будет звучать невыразительно и неясно для слушателей. Основоположник современной актерской школы К.С. Станиславский называл логическое ударение «указательным пальцем», отмечающим самое главное слово в предложении.

Чтобы правильно поставить  логическое ударение, необходимо очень  внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о  чем, как и с какой целью  ведется в нем рассказ автором.
Так, в стихотворении А.С.Пушкина «Осень» автор рисует осеннее состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении следует выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:
                                  Уж небо осенью дышало, 
                                  Уж реже солнышко блистало,
                                   Короче становился день,
                                   Лесов таинственная сень,
                                   С печальным шумом обнажалась,
                                   Ложился на поля туман, 
                                   Гусей крикливых караван
                                  Тянулся к югу: приближалась
                                  Довольно скучная пора;
                                  Стоял ноябрь уж у двора.


Существуют правила постановки логических ударений, которые помогают находить наиболее важные в смысловом отношении слова.

Логическим ударением выделяются:

1) Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые: 

Был мальчик, звали его Филипп.
Сверкнула молния, прогремел гром.

2) Слова, содержащие противопоставление:

У меня будет отпуск не в этом году, а в следующем. – этот год противопоставлен будущему;

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех.

3) Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие) в  нераспространенном предложении:

Подули студеные ветры. 

Поля опустели; обнажились леса.

4) Существительное, стоящее после прилагательного:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами 
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С.Пушкин «Зимнее утро»)


Однако, если читающий хочет особо выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном.     

5) Прилагательное (или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

Мороз десятиградусный

Трещит в аллеях парка.
(З. Александрова «Лыжники»)


6) Пояснение  при глаголе:
Мигом команда моя разбежалась…
(Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»)


 7) Слова, выражающие сравнения:
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз.
(С.Маршак «Елка»)


 8) Слова, обозначающие  перечисление или счет:
 Проходят, встают предо мною
 Деревни, поля и леса,
И месяц над самой трубою,
И липа напротив  крыльца.
(М. Исаковский «У самой границы»)

9) Обращение, стоящее в начале фраз

Соседка, слышала ль ты добрую молву?
(И.Крылов «Мышь и крыса»)

10) Если обращение  стоит в середине или в конце  фразы, то оно логическим ударением  не выделяется:
Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!
(Русская народная сказка «Колобок»)

 11) Слова, выражающие  короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д:
Баран  разбежался – да бац, бац, начал осаживать волка по бокам.
(Русская народная сказка «Зимовье  зверей»)


12) Слова, выражающие вопрос:
Кто там?

Приведенные правила облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако, если вы захотите выделить какое-либо слово, которое, по вашему мнению, имеет важное значение, то от этих правил допустимо отступление, если оно не противоречит замыслу автора и не искажает смысл текста.

Способы выделения логического ударения.

В устной и письменной речи существуют различные способы выделения логического ударения.

Устная речь       

1.  Произнесение логически ударного слова более громким голосом.

2. Логическое ударение выделяется повышением и понижением тона голоса.

3. Логическое ударение выделяется с помощью паузы перед выделяемым словом.

4. Главное слово выделяется замедлением темпа произнесения.

Часто мы используем в речи не один способ выделения слова, а одновременно несколько способов.

Письменная речь

1. Лексический способ.

2. Графический способ.

Ребята сейчас мы прочитаем предложение, делая логическое ударение то на одном, то на другом слове, объясняя смысл сказанного.

Например, предложение «Петя починил машинку» можно прочитать по-разному, делая логическое ударение на разных словах.

Чтобы показать, кто починил машинку, надо сделать логическое ударение на слове Петя: «Петя починил машинку».

Чтобы показать, что сделал Петя с машинкой, надо сделать логическое ударение на слове починил: «Петя починил машинку».

Чтобы показать, какую вещь починил Петя, надо сделать логическое ударение на слове машинку: «Петя починил машинку».

Ребята, выделите в следующем предложении поочередно каждое слово и обратите внимание, как меняется высказываемая мысль.

Девочка играет в саду с куклой.
(играет девочка, а не мальчик)
Девочка играет в саду с куклой.
(не просто унесла ее туда)

Девочка играет в саду с куклой.
(а не в лесу)
Девочка играет в саду с куклой.
(а не с другой игрушкой)

Прочтите стихотворение, делая логические ударения, то есть определите какие слова главные по смыслу, подумайте, как лучше можно выделить слова:
– замедлить это слово, 
– прочесть это слово громче,
– изменить высоту голоса,
– сделать паузу перед (или после) слова.

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Ребята, ответьте на вопросы, подчеркивая голосом выделенные слова.

Кто убирает класс? Дежурный убирает класс.

Что делает дежурный? Дежурный убирает класс.

Что убирает дежурный? Дежурный убирает класс.

Кто играл вальс? Лена играла вальс.

Что делала Лена? Лена играла вальс.

Что играла Лена? Лена играла вальс.

Дети, наше занятие подошло к концу. Надеюсь, вы запомнили основные правила логического ударения в тексте и обязательно примените эти правила во время выразительного чтения. До свидания!