Обучение чтению стихов сродни обучению пению. Главные инструменты, как певца, так и чтеца – это голос и дыхание.

Добрый день, ребята и родители!

Начинаем дистанционное занятие на тему «Этюды-декламации по стихам детских поэтов». Художественное (выразительное) чтение стихов носит не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и обогащает словарный запас, находит эмоциональный отклик в нашей душе.

Что же такое художественное чтение? Это публичное исполнение стихов, прозы, публицистики, отрывков из драматургии. К художественному чтению можно отнести и проповедь. Чтение вслух можно определить как отдельный жанр искусства, наравне с музыкой или рисованием.

Художественное чтение известно с античных времен. Древняя Греция славилась декламацией поэтических произведений поэтами импровизаторами и искусными ораторами.

В древней Руси художественным чтением занимались сказочники, скоморохи. Но особую популярность публичное исполнение художественного слова приобрело в девятнадцатом веке. Широко известны авторские чтения тех времен. Очень хорошо читали стихи Пушкин, Гоголь, Островский, Есенин, Маяковский.

Основоположником профессионального художественного чтения в России, является Михаил Щепкин, организовавший литературные вечера. На знаменитых вечерах Щепкина, актеры декламировали стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. В более поздний, советский период, художественное чтение оформилось в самостоятельный эстрадный вид искусства. Выступления поэтов и писателей со своими произведениями были очень популярны и собирали огромные залы и даже стадионы.

В современных школах детей учат выразительно читать на уроках литературы. Декламируемое стихотворение, должно быть хорошо слышимо. Поэтому, чтецу необходим хорошо поставленный голос. Немаловажно работать над дикцией – ясным и отчетливым произношением. Речь чтеца должна соответствовать нормам литературного языка – орфоэпии.

Можно ли научиться декламировать стихи? С одной стороны, нужен дар декламатора, актера, оратора. С другой – даже имея дар, но, не упражняясь, не развиваясь, не достигнешь желаемого.

При декламации, учитывается не только мелодичность и ритмика стихотворения, но и его смысл. Вы должны научиться, произнося слова, раскрывать их внутреннее содержание, используя интонацию.

Послушайте чтение стихотворения Эммы Мошковской «Я маму свою обидел» в исполнении известных российских актеров.

Ребята, сегодня вам предстоит самостоятельно с выражением прочитать стихотворения детских поэтов. Если вы при этом будете использовать жесты и мимику, задействуете пластику тела и пространство вокруг вас (интерьер и предметы), то значит, что вы уже будете демонстрировать этюды-декламации. Но для таких этюдов прежде всего надо выучить стихотворение наизусть. Итак, прочитайте каждое стихотворение хотя бы три раза. Первый раз про себя, второй раз вслух выразительно, а третий – вкладывая в чтение нужные интонации и соответствующие действия, чтобы получился этюд.

Виктор Лунин «Целыми днями»

Целыми днями,
Целыми днями
Мы по квартире
Летаем орлами.

Целыми днями,
Целыми днями
Плаваем мы
По паркету китами.

Целыми днями,
Целыми днями
По коридору
Мы скачем конями.

Между столами,
Между шкафами
Весело скачем
И машем хвостами.

Воем волками,
Тявкаем псами,
Львами рычим
И кричим петухами.

А вместе с нами,
А вместе с нами
Целыми днями
Весело маме!

Ребята, надеюсь у вас получилось передать радость и задор этого стихотворения. Теперь прочитайте более мелодично и проникновенно следующее.

Екатерина Серова «Подснежник»

Выглянул подснежник
В полутьме лесной —
Маленький разведчик,
Посланный весной;

Пусть еще над лесом
Властвуют снега,
Пусть лежат под снегом
Сонные луга;

Пусть на спящей речке
Неподвижен лед, —
Раз пришел разведчик,
И весна придет!

Переходим к следующему произведению.

Марина Бородицкая «Колдунье не колдуется»

Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет:
Колдунье не колдуется,
И вдохновенья нет.

Наколдовала к завтраку
Из Африки банан,
А появился — здрасьте вам! —
Из Арктики буран.

Наколдовала к ужину
В стаканчике пломбир,
Но убедилась с ужасом:
В стаканчике — кефир!

Ну что за невезение,
Ну что за наказание —
Не радует ни пение,
Ни даже рисование:

Нарисовала курицу,
А вышел пистолет…
Сидит колдунья, дуется
На целый белый свет.

А может быть, кто дуется
Тому и не колдуется?

Представили себя недовольной, обидчивой колдуньей? Теперь вам нужно проявить совершенно другие чувства, читая вслух следующее стихотворение.

Агния Барто «Лебединое горе»

В холодном парке,
Среди льдин,
Зимует лебедь.
Он один.

Не повредил ли
Он крыло?
Сломал, быть может?
Бедняга!
Вот не повезло —
Летать не может.
Я возле лебедя
Стою.
Я знаю всю его семью.

С большим семейством
Лебедят
Он плыл куда-то,
И вдруг над парком
Как взлетят
Все лебедята!
В холодном парке,
Среди льдин,
Остался лебедь.
Он один.

А я всё думаю о нём,
Бегу к нему на водоём.
Решил я
Притвориться:

Я тоже
Лебедь-птица.
Я тоже белый,
Весь в снегу.
Я выгнул шею,
Как могу.

Заносит снегом
Водоём,
А я кричу:
— Послушай,
Мы будем плыть
С тобой вдвоём,
Но только я —
На суше!

Я поднял руку,
Как крыло.
Но ничего
Не помогло.
В холодном парке,
Среди льдин,
Скучает лебедь.
Он один.

Ребята, надеюсь вы прекрасно продекламировали все стихи. Не забывайте, что занятия художественным чтением всесторонне развивают вас! Чаще читайте вслух своим родителям на каникулах!

До свидания!