Искусство грима – дополнительный инструмент, помогающий актеру максимально точно передать режиссерский замысел зрителю.

Здравствуйте, ребята театральной студии «Верона» и уважаемые родители! Тема дистанционного занятия «Грим как средство актерского перевоплощения» из раздела «История театра» программы «Основы театрального искусства». Цель занятия знакомство с понятием «грим», с видами грима и его историей.

Грим (с франц. grime, буквально – забавный старикан) – это искусство изменения внешности актёра, преимущественно его лица, с помощью гримировальных красок, пластических и волосяных наклеек, парика, причёски и др.

Театральный грим – это волшебный макияж, который способен состарить и омолодить актера, сделать его лицо более суровым и сердитым, или, напротив, позитивным и добродушным. Искусство грима – дополнительный инструмент, помогающий актеру максимально точно передать режиссерский замысел зрителю.

Мастер нанесения грима – это театральный гример, который, прежде чем приступить к работе, обсуждает роли с режиссером, изучает специальную литературу, ходит на репетиции спектакля, делает наброски. Именно художник –гримёр колдует над лицами актёров перед спектаклем, помогая создать нужный образ.

Грим бывает разный: телевизионный, театральный, грим для кино, макияж, которым пользуются женщины, тоже может быть более яркий и выразительный и называется сценическим макияжем. У каждого из них свои правила. С помощью грима можно сделать лицо человека молодым или старым, худым или толстым, красивым или страшным. Можно мимически изобразить настроение: злость, гнев, радость, грусть.

Искусство грима в кино имеет свою особенность. Лицо актёра мы видим увеличенным на экране и это требует особенно тщательной и кропотливой проработки всех черт, чтобы грим выглядел естественно и натурально.

Театральный грим более условный, актёры находятся далеко от зрителя на сцене, их черты лица должны быть более яркими и выразительными. Также грим зависит от замысла режиссёра и сюжета спектакля. Театральный грим делится на «условный» и «реалистичный». Рассмотрим подробнее виды грима.

Портретный – изображение узнаваемого исторического персонажа, например королевы Англии Елизаветы II.

Исторический – этот грим соответствует историко-социальной среде, в которой развиваются события спектакля.

Посмотрите на фотографию грима египетской царицы Клеопатры. Мы можем назвать грим портретным, так как изображается конкретный человек, и историческим, так как внешность и макияж Клеопатры соответствовали исторической эпохе, в которой она жила.

Национальный – такой грим накладывают, если актеру приходится играть представителя другой расы, например азиата или афроамериканца.

Возрастной – для полноты создания образа лицо актера делается моложе или «старится».

Характерный – гример рисует яркие особенности внешности, глядя на такой грим можно сразу представить характер и нрав персонажа.

Условный грим предполагает отказ ото всех принципов реалистичности, он фантастический или сказочный – и знаком всякому ребенку, это сказочные персонажи – Баба Яга, Леший, Дракон и другие сказочные существа.

Жанровый – примером этого направления можно назвать масочный грим театров Востока, или выбеленное лицо Пьеро, яркие щеки Петрушки или огромные клоунские улыбки.

Гротескный – это направление предполагает предельное преувеличение характерного грима, вплоть до некоторого утрирования или асимметрии.

История грима уходит вглубь веков к периоду обрядов. Тогда он имел религиозный характер и предназначался для внешнего преображения участников обряда. Вначале грим был весьма условный по рисунку и краскам, и никакого стремления подчеркнуть им конкретные типичные черты характера не было.

Древнегреческий театр не требовал грима, театральное представление проходили на открытых площадках при огромном стечении зрителей. Выступая перед столь обширной аудиторией, актер становился на котурны и надевал гипсовую или деревянную маску с раструбом в виде рта. Маски были увеличенных размеров и различались по окраске, форме прически, выражению лица, в зависимости от того, что являлось главной чертой характера персонажа: гнев, ужас, злоба, коварство и т.п. Однако при всем своем разнообразии маски четко подразделялись на комические и трагические.

Народные актёры средневековья (скоморохи, жонглёры и т. д.) раскрашивали лица сажей, красящим соком растений. Примитивно-реалистическим гримом пользовались участники средневековых мистерий, моралите (15-16-ых веков).

Традиционный грим китайского, японского и других театров Востока, связанных при своём возникновении с древнейшими военными ритуальными обрядами, сохранился в этих театрах до настоящего времени.

Хоть и нанесение красок на лица практиковалось очень давно, однако театральный грим пришел на сцену только в начале 18-го века. Идеализированный, обобщённый грим был создан театром классицизма. Во 2-й половине 18-го века делались попытки придать гриму большую характерность и индивидуальность. Однако только развитие реализма в театре создало основу для расцвета искусства грима.

Большое значение гриму в работе над ролью придавал известный режиссёр К. С. Станиславский. В начале 20 века, в Московском Художественном театре искусство грима стало одним из важных компонентов спектакля. С этого времени появляется новая должность художника-гримера.

Ребята, в конце занятия прошу вас ответить на следующие вопросы:

1. Что означает слово – «грим»?

2. Почему актеры пользуются гримом?

3. Перечислите виды грима?

4. Когда появилась профессия – гример?

Надеюсь, вас заинтересовало искусство театрального грима. На следующем занятии вы узнаете о правилах наложения грима.

До свидания!