Память – это функция мозга. Чем больше память работает, тем она лучше. Чем лучше у вас память, тем легче запоминать увиденное и услышанное.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня наше занятие мы посвятим теме «Игры для развития памяти и внимания». 

Память является главным навыком в нашей жизни. Без памяти мы не сможем говорить и даже мыслить. Память нам нужна для развития, для получения новых знаний и умений. 

Кому-то с самого рождения дана хорошая память, с детства легко дается обучение, не надо прикладывать много усилий для процесса запоминания. Другим наоборот приходится много трудиться, заниматься дополнительно, чтобы лучше усвоить материал.

Развивать память и внимание можно в любом возрасте с помощью специальных заданий и упражнений. Чем мы сейчас и займемся.

Упражнение 1. Рассказ по картинке

Это простое задание, но оно хорошо тренирует память. Посмотрите на картинку в течение 30 секунд и запомните, что на ней изображено. Затем закройте картинку и опишите вслух или мысленно, что вы запомнили, ответьте на вопросы.

Упражнение 2. Нарисуй картинку

Посмотрите внимательно на следующую картинку, запомните, что на ней изображено. На запоминание дается десять секунд. Закройте картинку и по памяти нарисуйте такую же. 

Упражнение 3. Запиши предметы

На следующей картинке нарисовано много разных предметов и животных. Посмотрите и запомните, что нарисовано в течение одной минуты. Потом закройте картинку и напишите по памяти, что вы запомнили. Теперь откройте картинку и сравните, верно ли вы записали.

Упражнение 4. Ассоциации

Следующее задание для развития памяти, внимания и мышления. Прочитайте слова и подберите к каждому из них по 5-7 слов-ассоциаций. Вспомните все, что связано с этим словом и запишите. Например, слово «верблюд». Верблюд — горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.

Теперь приступайте к заданию.

Велосипед, роза, сказка, грузовик, кошка, море, портфель, зонтик, школьный двор.

Упражнение 5. Тренируем внимание

Найдите среди букв слова.

ПЕСИОФВТАСТРА

ПОЛЕАБЛИСТЮЭХО

ЪЫЗОНТЯГМАК

АДЖУКПСИЛАР

БПВОЬЮЛУКОНЕ

ЛГНОМИЛАПАШ

Найдите слова и составьте из них предложения.

1.

от Л Ю хать Я ды Б Л Ю

2.

НАС как ЛЕ ПИ ро ЛО хо ТУ шо ТО 

Правильные ответы. 

1. Я люблю отдыхать. 

2. Наступило лето. Как хорошо.

Упражнение 6. Что рядом со мной

Задание 1.

Ребята, закройте глаза и по памяти назовите все предметы, которые стоят в вашей комнате рядом с вами. Затем откройте глаза и проверьте, верно ли вы назвали.

Задание 2.

Перечислите предметы вашей комнаты, которые начинаются на букву «С».

Упражнение 7. Переключение внимания

Игры, в которые вы можете поиграть вместе с семьей.

 «Летает – не летает»

Участники садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — все поднимают руки. Если не летает — руки опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

Упражнение 8. Запоминание стихов

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания.

В огороде чучело 
Шляпу нахлобучило 
Рукавами машет — 
И как будто пляшет! 
Это чучело — оно 
Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали, 
Чтоб горошек не клевали. 
Вот какое чучело 
Шляпу нахлобучило, 
Синий шарф на палке — 
Пусть боятся галки!

                              (И. Михайлова)



1) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.
2) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.
3) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представьте в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.
В голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Потом прочитайте все стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.
4) Теперь попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами.
5) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.
6) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

Советы по тренировке памяти

1. Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сначала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.

4. При заучивании материала используй различные схемы, рисунки, что-то записывай. Так быстрее ты вспомнишь то, что тебе нужно.

5. Повторяй заученное вслух много раз.

6. Учи стихотворение, басню по частям. Текст читай по абзацам и пересказывай его.

Ребята, чтобы ваша учеба была более успешной, используйте упражнения и советы по тренировке памяти.

На этом наше занятие закончено, до свидания.