Для детей игра – не просто веселье, это нечто более важное. Играя, дети учатся жить, осознавать самих себя и свое место в этой жизни.

Здравствуйте, ребята театральной студии «Верона» и уважаемые родители! Тема дистанционного занятия «Виды игр. Роль ведущего в игре» из раздела «Игротека» программы «Основы театрального искусства». Цель занятия: воспитание интереса к игровому досугу, знакомство с видами игр.

Игра – это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала. Игры крайне важны. Они являются основным инструментом обучения и развития человека.

Посмотрите, какие качества развивают у вас игры.

  1. Вы учитесь познавать мир в игре. Узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате развивается логика, мышление, память и внимание.
  2. В игре вы оживляете предметы, говорите за персонажей, принимаете нестандартные решения. В итоге у вас развивается воображение и фантазия.
  3. Физическое развитие тоже происходит во время игры, когда вы бегаете, прыгаете, играете с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.
  4. Во время игры совершенствуется речь. Вам надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, то она учит общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.
  5. Игра воспитывает нравственные качества. Играя, вы учитесь сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.
  6. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, вы примеряете на себя роль взрослого, и у вас формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Теперь рассмотрим основные виды игр.

Обучающие и развивающие игры

Обучающие игры – это игры, которые способны помочь ученику приобрести новые знания, умения и навыки. Ведь именно они служат для обучения детей, для ознакомления их с окружающим миром. Обучающие и развивающие игры могут быть подвижными, дидактическими или сюжетно-ролевыми. Они выявляют различные способности и навыки у детей, а также развивают высшие психические функции – мышление, внимание, память.

Досуговые игры

Основное отличие досуговых игр от обучающих – это отсутствие упора на получение новых знаний и умений. Можно сказать, это просто развлечение, которое помогает расслабиться, отвлечься от ежедневной рутины. С развитием современного мира досуговых игр становится все больше. Досуговая игра может быть просто развлекательной, карнавальной, театрализованной, интеллектуальной.

Экспериментальные игры

Игра-эксперимент может проходить как с участием взрослого (или под его наблюдением), так и в полном одиночестве. В ходе данного процесса ребенок будет проводить какие-то экспериментальные действия, а затем наблюдать результат. Можно сказать, это «наглядное пособие» по тем или иным явлениям, обычно физическим и химическим. Игра-эксперимент лучше всего помогает ребенку запоминать сложные процессы. Сейчас даже продаются специальные экспериментальные наборы для детей. Например, «Сделай мыло», «Создай свой парфюм», «Веселые кристаллы» и так далее.

Сюжетно-ролевые игры

В ходе такой игры наблюдается какой-то сюжет, событие. У участников есть свои роли, которые они должны выполнять. Театрализованное представление, развлекательная детская программа или просто придуманная история, в которой ребенок «живет» — все это сюжетно-ролевые игры. Способствуют развитию фантазии, а также иногда обучают соблюдению тех или иных правил. Для детей сюжетные игры очень интересны.

Дидактические игры

В дидактических играх происходит получение и закрепление новых знаний. Ребенок учится концентрироваться, ведь ему предстоит найти спрятанный предмет или отличия между практически одинаковыми рисунками, отбирать предметы по парам или выделить лишние (или одинаковые). В результате ребенок становится более наблюдательным и внимательным, находчивым и решительным.

Подвижные игры

Что это такое? Такой тип игрового процесса сопровождается физической активностью. Зачастую направлен на физическое развитие ребенка, его оздоровление. Чаще всего подвижные игры как-то связаны со спортом. Разнообразные игры с мячом, догонялки, прятки — все это относят к данной категории.

Виртуальные игры

В современном мире не так давно появилось еще одно новое понятие в отношении игр. Теперь имеют место компьютерные (или виртуальные) игры. Для детей есть обучающие игры. А есть и развлекательные: тут можно найти и квесты, и стратегии, и «стрелялки», и гонки… И еще очень много всего. Виртуальные игры можно отнести к досуговым. Они зачастую служат исключительно для проведения досуга, для расслабления.

Основные задачи ведущего (организатора) игрового действа

Ведущий – это специалист, который умеет организовать веселый и интересный досуг для детей и взрослых. Через игру знакомит с традициями и культурой народа. Ведущий – держит внимание участников на протяжении всей программы: вовлекает в игру, ведет ее и выявляет победителей. Он создает дружелюбную и доброжелательную атмосферу общения.

Если помнить, что в основе игры всегда заложен юмор, то задача ведущего – создать чудесный, праздничный мир шутки, жизненной правды, правильных ответов на интеллектуальные вопросы, дружеское игровое общение.

Ведущий — это человек, который должен уметь организовать игру ума, фантазии, воображения, а играющего сделать не просто отвечающим на вопросы, а участником творческого процесса, артистом из народа.

Ребята, сегодня на занятии вы познакомились с видами игр и задачами ведущего в игре.

Домашнее задание: проведите любую игру для своих родных, попробуйте себя в роли ведущего игры. А в комментариях напишите, какую игру вы провели? Успешно ли она прошла? С какими трудностями вы столкнулись?

Всем позитивного игрового досуга! До свидания!