Речедвигательный тренинг строится на непосредственной взаимосвязи речи и движения исполнителя. Это дает возможность включить в речевую деятельность все тело актера, его эмоциональность и выразительность.

Здравствуйте, ребята театральной студии «Верона»!

Продолжаем курс дистанционных занятий. Сегодня на повестке дня тема «Речедвигательная координация» из раздела «Сценическая речь» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы театрального искусства».

Целью занятия формирование понимания важной тесной взаимосвязи движения, речи и дыхания в момент воспроизведения текста. Для этого необходимо освоить теоретический материал по теме «Речедвигательная координация» и выполнить ряд упражнений. Эти упражнения дают возможность подготовить речевой и движенческий аппараты к четкой, скоординированной, активной и свободной работе в речевом действии. Надеюсь, вы хорошо справитесь с этими задачами.

ТЕОРИЯ

Начинаем ознакомление с теоретическими основами данного вопроса. Почему движение так важно для артиста сцены? В жизни движения непроизвольны и отточены до автоматизма. Когда мы хотим сесть на стул – садимся, хотим взять со стола книгу – берём. В жизни, быстро идущий человек может медленно и вразумительно что-то рассказывать спутнику; во время быстрого темпераментного рассказа человек медленно делает какую-то домашнюю работу. Оба логически не связанные действия выполняются легко, свободно и, что главное, совершенно непроизвольно. На сцене всё труднее. Нужно не только естественно двигаться, говорить текст, как в повседневности, но и делать это соответственно условиям, которые поставлены в сценарии.

О важности развития у актера навыков речедвигательной координации говорил и знаменитый режиссер и педагог сценического мастерства Константин Сергеевич Станиславский. «Хаотичное перемещение из угла в угол – не для сцены. Даже профессиональные актеры часами отрабатывают каждое движение, каждое слово. Они за вечер могут более 100 раз прогнать одну сцену под руководством режиссера.»

Вспомните, нашу сценку, где пришельцы прилетели на Землю. У некоторых ребят возникали трудности в соединении походки и жестов инопланетян с словами, которые они должны были произносить. Происходит это потому, что ваша природная способность двигаться и говорить проявляется в новых, необычных для вас обстоятельствах. Эти условия искусственно созданы автором сценки. Нужно включить творческую фантазию, чтобы придумать и воплотить образ инопланетянина на сцене. И в решении этой задачи поможет не только воображение, но и регулярный речедвигательный тренинг. Цель тренинга – добиться органичного, то есть натурального, как в жизни, сочетания движений с речью.

Посмотрите видеоролик с упражнениями речедвигательного тренинга.

Подведение итогов

Ребята, регулярно выполняйте упражнения для развития речедвигательной координации. Они помогут вам на сцене естественно и непринужденно соединить пластический рисунок роли с текстом.